Теория познания в социальной работе курсовая

    С другой стороны, появляется язык описания реальных объектов, а не идеальных их моделей. Основная цель их -- помочь индивидууму адаптироваться к социальной ситуации. Сходство и различия западной и отечественной парадигм. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня — помочь клиенту в решении жизненно важных проблем. Данному роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность.

    Особенности российской модели социальной работы.

    Теория познания в социальной работе курсовая 1999793

    Сущность, субъекты и объекты социальной работы. Классификация социальных услуг по содержанию. Мировые исторические корни социальной работы. Становление и развитие социальной работы работе Германии, степень защищенности населения. Проблемы социальной работы. Основные положения теории социальной работы, предпосылки ее возникновения и развития как научной дисциплины.

    Анализ состояния и проблемы реформирования социальной работы в условиях современной России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Характеристика сущности социальной работы. Классификация объектов социальной работы, которые возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином курсовая. Группы населения, как субъекты социальной работы. Теория познания социальной работы в контексте механистических подходов…. Научная парадигма новой социальной 2.

    Методология познавательного процесса в теории социальной работы 2. Специфика знания социальной работы……………………………………18 2. Основные направления в подходах к принципам социальной работы в отечественной и зарубежной теории социальной работы…………………. Пути познания в теории социальной работы…………………………….

    Некоторые тезисы из работы по теме Проблемы метода познания в социальной работе Теория познания в социальной работе имеет свою специфику, объясняющуюся особенностями практической деятельности социального работника, в том числе — полиструктурными объектами помощи и поддержки.

    Теории социальной работы формировались в контексте общих тенденций развития науки, особенностями междисциплинарных связей и отношений в процессе оформления ее как области познания и общественной практики Социальная работа выступает также разновидностью социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли индивида и группы во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей и поддержания жизнеобеспеченности и деятельного существования личности.

    Выбор психологической парадигмы, в рамках которой будет работать социальный работник, должен быть обусловлен, прежде всего, спецификой конкретной ситуации и личными предпочтениями и склонностями социального работника. Рассмотрим основные психологические подходы в теории социальной работы.

    • Предполагается, что людям необходимо общаться с людьми, обладающими достаточно положительными моральными качествами, чтобы служить ролевой моделью.
    • Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены [3, с.
    • Это связано с историческими условиями освоения американского континента: характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур.
    • Новая научная парадигма смещает не только принципиальные подходы к проблемам клиента, а отражается и на базовых принципах социальной работы.
    • Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.
    • Главная База знаний "Allbest" Социология и обществознание Теория и методика социальной работы.
    • Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.

    Поэтому есть смысл познакомиться более подробно с их сущностью. Современные психодинамические теории имеют довольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеи классического психоанализа Зигмунда Фрейда.

    Он с позиций последовательного детерминизма считал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями. Сознание, подсознание, бессознательное -- три уровня психического. Именно на теория познания в социальной работе курсовая уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов. Этот уровень личности Фрейд назвал Ид.

    Состоит он преимущественно из либидо стремление к сексуальному удовлетворениюинстинкта агрессии и стремления к смерти. Высший уровень личности -- Супер-Эго что-то вроде совестимежду ними находится уровень Эго -- следует инстинктам бессознательного и требованиям морали, отвечает за произвольное поведение и формирование психологических защит. Многочисленные ученики и последователи психоанализа бесконечно модифицируют концепцию Фрейда: Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Хорни, Карл Юнг -- весьма известные имена в психологии.

    Психоанализ стимулировал развитие новых идей -- трансактного анализа Э. Бернбиоэнергетики А. Лоувенгештальт -- традиций Ф. Перлз и др. Это направление объединяет большое число теорий и школ, не похожих друг на друга, порой парадоксальных.

    Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания Я. Им необходимо решить задачи, присущие этой стадии.

    Спектр их различий довольно широк -- от ортодоксальных, традиционных классических до более гуманистических, с использованием методов других направлений.

    Психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Эта идея выражается понятием "предметные связи". Отсюда центральным понятием является "конфликт" -- непознанные "бессознательные" моменты, возникшие в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжающиеся в жизни взрослого.

    Такие конфликты -- манеры поведения -- были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Они возникли в результате взаимодействия различных событий в индивидуальной истории развития человека. Считается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация совокупность чувств, мыслей и манер поведения, оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира.

    Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти "организующие системы", теория познания в социальной работе курсовая тому, чтобы информация и опыт в будущем у личности структурировался иначе, став основой нормального психического самочувствия.

    При его нарушении от тревоги и неуверенности спасает человека своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.

    Тема: Социальная работа

    Психологическая защита -- один из механизмов, препятствующих изменению личности. В современном психодинамическом подходе описан ряд наиболее распространенных защитных механизмов: вытеснение, отрицание, подавление, идентификация, рационализация, интеллектуализация, регрессия, сублимация, расщепление, проекция и др.

    Имевшая большую популярность в последние десятилетия психосоциальная работа предполагает обычно длительное взаимодействие с клиентом. Но в социальной работе нередко приходится иметь дело с ситуациями, требующими немедленного изменения.

    Глава з.Теория познания в социальной работе

    Теоретически и технологически это обосновывается с позиций кризис-интервентной модели социальной работы [1. Бихевиористский подход был первым большим наступлением на психодинамические теории и их использование в социальной работе. Понять основную психологическую сущность этого направления важно потому, что методолого-теоретические подходы в социальной работе прямо преломляют психологические идеи.

    Бихевиористское направление в психологии берет начало от работ Д. В этой связи бихевиоризм склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека в противоположность психодинамическому подходу. Здесь не уделяется особого внимания и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, что имеет существенное значение для экзистенциализма и гуманистических теорий.

    Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности, их мотивы. Основная идея -- поведение человека - определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. В курсовая и практике социальной работы основополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций, Социальная работа, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффективной в силу своей четкости в постановке целей и их достижений.

    Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания.

    Полезна бихевиоральная модель и в работе с группами. В социальной работе, однако, в большей степени используются идеи психологии бихевиоризма, связанные с социальным обучением моделированием. Но, этот подход не нашел широкого применения в социальной работе по этическим соображениям, поскольку методы бихевиоризма в большей степени позволяют манипулировать поведением клиентов, чем контролировать.

    А это не вписывается в стиль социальной работы, противоречит ее гуманистической составляющей. В связи с идеями бихевиоризма, но в то же время и достаточно независимо, сформировалась когнитивная психология.

    Особо прочные позиции в теории социальной работы это направление заняло в е годы. В то время теория и практика социальной работы, стесненная рамками психодинамического подхода и не нашедшая основного ключа в бихевиористских концепциях, открыла широкие возможности для применения психологических когнитивных моделей [14.

    При этом стала все более очевидной их близость к социальной психологии и социологии, комплексным подходам. Представители теория познания направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как право на в рф в рамках определенной социальной реальности.

    Эти положения являются основой рационально-эмоциональных построений А. Курсоваякогнитивной терапии А. Бексоциальной работе взаимодействия Д. Крамбольц, Глассер. Общее, что объединяет различные когнитивно-бихевиористские подходы, -- опора в большей степени на мысли и поступки индивидов [14. Эффективное использование когнитивной психологии в социальной работе характерно для X. В его работах прослеживается мысль о том, что неадекватность, ошибки восприятия ведут к формированию неверного взгляда на жизнь, нередко выражающегося в различных конструкциях.

    Отсюда, по мнению Гольдштейна, поведение включает 3 части: моральный код или социальную философию, теорию личности и методы воздействия [21.

    Своеобразие теории Гольдштейна состоит в том, что он пытается объединить психологический и социальный аспекты в единое целое. Выделяя в личности три главные переменные: самопонимание существованиевосприятие себя знание и интенциональность, работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы дают возможности для понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии со своим окружением.

    Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности. Голдштейн считает обязательным для личностного комфорта гармоничные отношения между всеми частями личностного "Я". Рассогласование между ними ведет к различного рода конфликтам. Тут и возникает широкое поле деятельности для психологов, психотерапевтов, социальных работников. Основная цель их -- помочь индивидууму адаптироваться к социальной ситуации. В социальной работе это становится возможным путем использования курсовая видов социального обучения стратегического, тактического, адаптивного, дискриминационного, проблеморазрешающего и др.

    Принцип локальной причинности, обоснованный и доказанный H. Бором и В. Гайзенбергом, раскрывает один из научных парадоксов. На сочетании объективности и субъективности происходит процесс формирования новой научной парадигмы. Пригожин, И.

    Стенгерс, характеризуя современное состояние научного знания, пишут:. Парадоксальная логика мышления физики новой реальности отвергает построения ньютоно-картезианской парадигмы науки с ее рационалистической гармонией. Квантовая физика курсовая внесла свою лепту в новое понимание действительности. Качественные характеристики природы света изменяются при организации наблюдения и эксперимента, в одних случаях он проявляет себя как электромагнитное поле, в других как формы квантов энергии, не имеющих массы.

    Бором как принцип дополнительности. В современное мышление входят новые понятия, которые расширяют научные представления о сущности объективной реальности. Одним из таких понятий стало понятие системы. Природа, сообщество предстают как теория познания в социальной работе курсовая отношения и связи, в своей совокупности образующие структуры, определяемые как системы. В этой логике осуществляется анализ всевозможных форм существования феноменов.

    Пригожий рассматривает эволюцию как динамическое состояние неуравновешенных систем. Эволюция не связывается с постепенным, поэтапным переходом одних форм в другие, а предстает в виде системы закономерных и случайных факторов, где хаос, изгоняемый из науки столетиями, выступает в качестве соорганизующего начала системы.

    С другой стороны, появляется язык описания реальных объектов, а не идеальных их моделей. Открытие фракталов — не цельных размерностей — позволило по новому взглянуть на мир геометрических форм.

    Теория познания в социальной работе курсовая 6982

    В реальности объекты не имеют правильных геометрических форм, а имеют промежуточное состояние между размерностью и геометрическим объектом, что позволяет наблюдать объекты, имеющие поведение, которое невозможно предсказать и воспроизвести.

    Такое восприятие и подходы к действительности свидетельствуют о новом понятийном сознании парадигмы науки. Как пишет С.

    Скачиваний: В научном знании выделяют два уровня понятий. Характеристика объекта и предмета социальной работы.

    Базовые принципы парадигмы новой реальности можно свести к следующим положениям:. Парадигмы нового мышления и модернистские подходы к теории социальной работы. Новое научное мышление определенным образом влияет на становление принципов социальной работы. Сегодня это связывается с таким течением в западной мысли, как постмодернизм.

    Постмодернизм отрицает универсальные модели объяснения и описания реальности, выдвигая принципиальный плюрализм в подходах и ценностях. Относительность понятий, ценностей связывается с субъективностью, поскольку процесс таксации и интерпретации явления непосредственно связывается с тем или иным контекстом, который индивидуален, неповторим и опять же субъективен.

    Для постмодернизма характерно отрицание авторитетов, универсальных принципов, абсолютных истин. Такие подходы приводят к тому, что абсолютную ценность в социальной работе приобретает клиент и его запросы.

    Имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи благотворительность и призрение — основные, специфические теория познания в социальной работе курсовая отечественного опыта и в содержании, и в формах [3]. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т.

    Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность. Так, первый этап: X — сер. XVIII вв.

    Основные тенденции парадигмы социальной работы

    Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т.

    Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение. Второй этап: сер. XVIII — сер. XIX вв. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения открытие приказов общественного призрения ; развитие системы закрытого призрения под руководством И.

    Бецкого, и зарождение общественного призрения создание общественных благотворительных реферат тему остеосинтез таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т.

    Третий этап: реформы г. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения важнейшие из которых — это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программыэто время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

    Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и теория познания в социальной работе курсовая организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

    Время становления теоретических основ социальной работы — конец XIX — нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы. Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:. Сорокин актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.

    Собственно-научные причины связаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны — процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.

    С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т. Все это способствует выделению самостоятельного объекта и предмета теория познания в социальной работе курсовая новой отрасли научного знания — теории социальной работы. Разработка теоретических основ зарождающейся науки связана, прежде всего, с именем М.

    Ричмонд и всей американской школы социальной работы.

    9274761

    Для современной теории социальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и теория познания в социальной работе курсовая.

    Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования, и, наконец, в-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе.

    Наибольшее влияние на её развитие, по-прежнему, оказывает социология и психология, а также такие научные дисциплины как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, в том, что существует многообразие моделей теории социальной работы. Как область научного знания теория социальной работы обладает всеми методологическими показателями науки: собственный объект, предмет, категории, принципы, методы.

    Своеобразие теории социальной работы сказывается и в том, какое место занимает эта наука среди. На сегодняшний день теория социальной работы выступает как самостоятельная отрасль социального гуманитарного знания в системе общественных наук, для которой характерна интегративность и прикладная направленность.

    Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека.

    Теория познания в социальной работе курсовая 6389

    Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы — это добровольная благотворительная помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования структурная социальная работа и непосредственной работы с клиентом теория познания в социальной работе курсовая работа.

    Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и социальной работе.

    Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим проблемам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы.

    Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук. В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой курсовая как результата выбора объективно существующего процесса явления теория познания целью изучения его под определенным углом зрения. Объект науки — реально существующая действительность природная и социальнаяон имеет множество сторон и свойств, каждые из которых могут стать предметом самостоятельного изучения.

    Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т. Выбор доклад на тему адрианова и предмета науки влияют на содержание теории и практики социальной работы. Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

    Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения логических операций и образует структуру науки. Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами.

    Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не является исключением, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности. В научном знании выделяют два уровня понятий.

    Понятия, отражающие эмпирический опыт, результаты наблюдений и экспериментов составляют первичный уровень понятий. Понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям.

    А 3.5 Общество и человек как объекты познания - Философия науки для аспирантов

    Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что особенно актуально для теории социальной работы.

    Следующая методологическая проблема — это анализ закономерностей конкретного социального знания, от познания которых зависит результативность практики. Закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксаций от тех закономерностей, которые утверждаются в науке.

    Причина этого — не только в неполноте нашего знания, которое не до конца вскрывает сущность тех или иных явлений.