Доклад на тему с прокофьев опера александр невский

    Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. Видео - Караоке Счастье русской земли С чего начинается Родина? Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор. Как бились мы, как рубились мы! Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю.

    Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла. Всего в кантату вошло семь разных частей и каждая из них получила свое название.

    Интересные факты:. Трудно представить другое такое же значительное произведение в классической музыке, родившееся из киномузыки. Вся структура кантаты выдержана в семичастной форме со строгой логикой внутренних частей.

    Исследователи отмечают наличие в произведении черт сонатной формы. Причем Прокофьев делает это достаточно тонко, избегая четких схем сонатного цикла, в сопоставлении и развитии двух конфликтных образов.

    В целом, большое влияние на кантату оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием. Кроме того, Прокофьев широко применяет принцип звукописи и в его музыке отчетливо слышится карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда. Исследователи отмечают, что она наиболее сжатая и неразвитая из.

    С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Урок музыкальной литературы

    Это своеобразное вступление ко всему циклу. Музыка очень ярко передает пустынное пространство, создавая скорбное настроение. Прокофьев очень тонко сумел подчеркнуть ощущение времени и пустоты с помощью сочетания очень высоких и очень низких звуков, звучащих в унисон.

    Дикая чужая монгольская тема проводится вместе с печальными напевами широкого дыхания. Хор исполняет мелодию очень близкую к русским былинам. Однако этот напев Прокофьев преобразовал, придав ему динамику и добавив энергию. Особый эпический склад придает звучание арф, имитирующих перебор гуслей. Крайние части этого эпизода передают вражеские образы, а средняя — глубокие страдания поверженных людей.

    Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены.

    Сергей Прокофьев - Александр Невский

    Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения.

    Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева.

    Доклад на тему с прокофьев опера александр невский 1198

    Прокофьев отбивает такт? Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

    Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигурекоторую отстукивали его пальцы. Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про. Но лицо такое концентрированное. Не дай бог заговорить с ним в это время! Русь под игом монгольским; II. Крестоносцы во Пскове; IV. Вставайте, люди русские; V.

    Ледовое побоище; VI. Мёртвое поле; VII. Въезд Александра во Псков. Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма - бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

    Это - основная мысль данной части.

    • Музыкальная прогулка О чём рассказывает музыка Музыкальное путешествие Музыка и другие виды искусства В чём сила музыки Выразительные средства музыки Содержание и форма в музыке Традиция и современность в музыке Музыка, как часть духовной культуры Уроки по программе Сергеевой и Критской Музыкальные инструменты Композитор: биография и творчество Великие исполнители Сказка в искусстве Поэт - художник - композитор Мусоргский.
    • Времена года - Лето.
    • Наступила осень
    • Кантата являет собой образец советского историко-героического эпоса.

    Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания.

    5982688

    Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами. Почти каждый слог произносится на один звук; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко. Вместе с тем ей присущи и своеобразные черты, свойственные именно стилю Прокофьева: чёткий заключительный октавный ход в мелодии, чеканный ритм в оркестровом сопровождении ровное движение восьмыми.

    Как бились мы, как рубились мы! В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

    Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные За нашу землю честную. Времена года Сказки о художниках Музыка выражает настроения, чувства, характер людей Музыка рассказывает о животных и птицах Музыкальные инструменты и игрушки Песня - танец - марш Природа и музыка Сказка в музыке Все занятия по Радыновой. В комплекте: 1. Этюды Шопена. Прокофьев отбивает такт?

    Для изображения крестоносцев Прокофьев привлёк средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали песенные мелодии, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе католического хорала. Крестоносцы идут по льду Чудского озера под угрожающий, звериный рёв огромных труб, и от этого рёва стынет кровь в жилах… Этот эффект необычного звучания придумал Прокофьев.

    Ведь струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рёв и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рёв рыцарских труб - это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности.

    [TRANSLIT]

    Сергей Эйзенштейн не раз подчёркивал глубокую кинематографичность музыкального мышления Прокофьева. Вместо ясных диатонических гармоний - устрашающие диссонирующие сочетания.

    Доклад на тему с прокофьев опера александр невский 2201

    Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные За нашу землю честную. С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.

    В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.

    Времена года - Осень. Музыкальная прогулка О чём рассказывает музыка Музыкальное путешествие Музыка и другие виды искусства В чём сила музыки Выразительные средства музыки Содержание и форма в музыке Традиция и современность в музыке Музыка, как часть духовной культуры Уроки по программе Сергеевой и Критской Музыкальные инструменты Композитор: биография и творчество Великие исполнители Сказка в искусстве Поэт - художник - композитор Мусоргский. Вставайте, люди русские; V. Начинается русская атака.

    В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала.

    В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Вспомните фильм. Этот эпизод производит очень яркое впечатление.

    Александр Невский (кантата)

    Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Помните их вооружение? Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал. Но вот в бой вступает дружина Александра Невского.

    Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема. Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается.

    Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

    На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина. Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

    Я пойду по полю белому, Полечу по полю светлому. Поищу я славных соколов, Женихов моих - добрых молодцев. В произведении нашли отражение картины вражеского нашествия, патриотического подъема всего народа, решающей битвы, оплакивания павших и прославления Родины.

    Для изображения противостоящих сил автор использовал контрастные средства: выразительные диатонические мелодии присущи русским доклад на тему с прокофьев опера александр невский в кантате, в то время как крестоносцы представлены подчёркнуто диссонантной музыкой на бессмысленный набор латинских слов: peregrinus чужестранецexpectavi я ожидалpedes meos ступни моиin cymbalis на кимвалах.

    По мнению американского исследователя М. Керра, эти слова Прокофьев заимствовал из текстов, использованных его коллегой и извечным соперником И. Михеева Л.

    Дата обращения 19 декабря Материал из Википедии — свободной энциклопедии.