Орфоэпия русского языка реферат

    Языковые нормы включают в себя перечень правил употребления словосочетаний и слов. Это был длительный процесс. К Х1У веку центром Руси становится Москва. Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек. Правильность речи.

    Во все времена, в обществе пытаются определить и обязательно, зафиксировать языковые нормы, в совокупности с правилами употребления и выбора всех существующих средств языка. Источниками нормы являются: произведения, созданные писателями-классиками и современными писателями, анализ языка, употребляемого в СМИ, общепринятое употребление, данные, полученные в результате живых и анкетных опросов а также результаты многочисленных научных исследований ученых-языковедов.

    Нормы являются помощниками сохранения литературного языка, его целостности и общепонятности.

    Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Владение культурой речи — важное качество патриота России. Первая отображает отличительные черты современного произношения, вторая обращает внимание на старомосковские орфоэпические нормы. Изучая вопрос, касающийся исследований орфоэпических норм в русском языке, нужно во-первых определить само понятие, выявить все основные признаки. Во-вторых, необходимо определить, что является предметом изучения орфоэпии.

    Благодаря этим нормам, литературный язык выполняет одну орфоэпия русского языка реферат своих основных функций - культурную. Кроме этого, орфоэпия разводит произношение нормативное и противоречащее норме, нелитературное. Несоблюдение единых правил произношения может привести как к полной невозможности речевой коммуникации, так и к существенному ее затруднению. Отклонения от орфоэпических норм становятся помехой в общении с аудиторией: отвлекают внимание от содержательной стороны выступления. Традиционно считается, что незнание орфоэпических правил свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека.

    Сильная позиция для гласных - позиция под ударением.

    В безударном положении гласные подвергаются изменению качественному или количественномуто есть редуцируются. Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ ж ] и [ ш ] и звука [ ц ] безударный гласный [ а ] произноситься как короткий [ а ]: жаргон, цари.

    [TRANSLIT]

    Но перед мягкими согласными - как звук [ орфоэпия русского языка реферат э ]: ж а леть, тридцати. В редких случаях [ ы э ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [ и э ]: часы. Это так называется "иканье".

    Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. Произношение ч[ и ]сы - устаревшее, ч[ а ]сы - диалектное. Согласные ц, ж, ш - твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься [ ы ]: революц[ ы ]я, ж[ ы ]знь, ш[ ы ]рь.

    В немногих словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы ов отличие от русской орфоэпической норма, в безударном положении произноситься ослабленное [ о ], то есть без редукции: ради[ о ].

    Слишком отчетливое [ о ] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [ о ] в "обрусевших" книжных словах соната, новелла тоже не желательно, так как придает произношению просторечный оттенок.

    Букву ё предложил использовать русский историк Н.

    Орфоэпия русского языка реферат 93

    Карамзин, упростив сложный рисунок, существующий ранее в алфавите буквы. Однако букву ё сейчас мы можем встретить лишь в букварях и учебниках для изучающих русский язык иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов.

    Орфоэпия русского языка реферат 9440

    Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [ о ], обозначенный буквой ёиногда ошибочно заменяют ударным [ э ], белёсый, манёвры произносят как белесый, орфоэпия русского языка реферат. Иногда, наоборот, ударный [ э ] ошибочно подменяют на [ о ] ё : гр е надер, афера произносят как гренадёр, афёра. Такое произношение не является нормативным.

    Звонкие согласные в абсолютном конце слова и перед глухими согласными оглушаются: арбу[с], пре[ т ]приятие. Звук [г] в конце слова обычно заменяется звуком [к] например, мог звучит как мо[к]. И только в слове бог [г] заменяется звуком [х]. В произношении не надо путать это слово со словом бок. В русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произносятся теперь с мягким согласным перед е : музей, крем, академия, шинель, фанера, Одесса.

    Сколько стоит написать твою работу?

    Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: антенна, бизнес, генетика, детектив, тест. Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек. Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словарном порядке. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [ шн ].

    [TRANSLIT]

    В настоящее время [ шн ] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична : Фоминична, Кузьминична. В ряде слов допускается двоякое произношение: було[ чн ]ная и було[ шн ]ная, хотя последнее устаревает.

    По "старшей" норме сочетание чт произносилось как [ шт ] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что реферат здоровье и красота т. В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме нечто [ чт ].

    Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [ чт ]: почта, мечта. В настоящее время на месте зж и жж произносится твердый шипящий [ жж ]. И это произношение оценивается как вариант литературной нормы. В существительных мужского рода на -изм согласный [ з ] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении конечного согласного в Д. Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения.

    Ударение в русском языке динамическое силовоето есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый - икОнопись, на второй - экспЕрт, на третий - жалюзИ, на четвертый - апартамЕнты.

    Обычно такие слова подчиняются имеющимся в языке нормам, и только иногда могут обладать своими особенностями. Орфоэпические нормы — это еще и нормы постановки ударения, которое в русском языке не фиксировано. Ударение — это обязательный признак слова. Это выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью, длительностью, движением тона.

    Русское ударение нефиксированное разноместное и подвижное перемещается в разных грамматических формах одного слова. Ударение служит для различения грамматических форм слова. Иногда ударение служит признаком, по которому различаются значения слова омографы. В акцентологической норме существуют такие орфоэпия русского языка реферат как проклитика и энклитика. Проклитика — это безударное слово, примыкающее к ударному слову спереди.

    В основе разграничения названных произносительных стилей лежат три критерия: условия коммуникации, четкость и полнота произнесения всех звуков в словах, темп речи. Высокий произносительный стиль используется при публичных выступлениях, при официальном сообщении важной информации, при чтении поэтических произведений. Высокий стиль иначе называют полным вследствие того, что все необходимые звуки в словах при такой манере речи произносятся предельно отчетливо: Здравствуйте, Александр Александрович!

    Для этого стиля обычно характерен чуть замедленный темп речи. Своеобразное исключение представляет собой речь дикторов радио и телевидения, в орфоэпия русского языка реферат полнота произнесения звуков сочетается с очень быстрым темпом речи. Нейтральный орфоэпический стиль орфоэпия русского языка реферат это стиль нашей повседневной речи, не отличающейся эмоциями. Он одинаково хорошо приемлем и в официальной обстановке, и в кругу знакомых. Темп речи — средний, достаточно ровный.

    Характерно незначительное выпадение звуков: Здравствуйте, Александр Александрович! Сфера употребления разговорного, или неполного, произносительного стиля — живая, эмоциональная, неофициальная, непринужденная речь. Такую особенность устной речи нельзя считать ее недостатком.

    Однако при этом надо помнить о двух вещах: об уместности использования той или иной манеры речи именно в данной ситуации и о понятности речи. При пропуске звуков в слове нельзя допускать потери смысла, уподобляясь герою фельетона, ответившему пассажиру, обратившемуся в справочное бюро: Обра са се кно. Мало кто из нас поймет, что это означает Обращайтесь в соседнее окно.

    Владение орфоэпия русского языка реферат состоит в том, чтобы умело пользоваться всеми тремя орфоэпическими стилями, выбирая каждый раз наиболее коммуникативно целесообразный вариант произношения. Со времени своего появления русский язык был представлен множеством диалектов, или говоров.

    Эти говоры на основе целого комплекса общих признаков объединились в два основных наречия: северновеликорусское и южновеликорусское.

    К Х1У веку центром Руси становится Москва. Именно в Москве закладываются основы русского литературного произношения. Именно московское произношение становится образцом для подражания; говорить так, как в Москве, становится престижно, поскольку именно в Москве живут многие видные государственные деятели, представители науки и искусства того времени, именно Москва становится культурным, научным и политическим центром.

    Кроме того, как отмечал М.

    Уроки русского языка "Культура речи: ударения и орфоэпические нормы в современном русском языке"

    Московские произносительные нормы окончательно сложились к концу Х1Х века. Но уже с середины Х1Х века у московского произношения появился конкурент — петербургское произношение, которое начало постепенно усиливать свои притязания на роль общелитературного образца. И хотя в Х1Х и начале ХХ века петербургское произношение не стало общепринятой нормой, оно оказало впоследствии значительное влияние на становление новых орфоэпических норм.

    В е — е годы ХХ века московские произносительные нормы были значительно поколеблены в результате резкого расширения социальной палитры носителей литературного языка.

    Глубоко любящий свою родину поэт метался в предчувствии гибели русской культуры. Следовательно, надо произносить слова таким образом:.

    Источниками нарушения старомосковского произношения явились диалектная речь и речь письменная. В наше время появилось достаточно много словарей и справочников, помогающих уточнить фонетический облик слова или словоформы см. В апреле года А. Глубоко любящий свою родину поэт метался в предчувствии гибели русской культуры. Но, преодолевая и орфоэпия русского языка реферат, и самую вечность, не стремясь убежать от жизненных тягот, он всей душой пытался утвердиться в заветных думах и надеждах Очень досадно, что ушла из нашей жизни потребность говорить тонким и даже изысканным языком наших великих классиков.

    Нашу словесность сегодня уж никак не назовёшь изящной. А когда-то Сама манера произношения, лексическая тонкость речи тургеневских и чеховских героев отличалась особенной деликатностью, тактом и глубоким уважением к душевному состоянию собеседника. Отсюда особый подбор слов, чутьё к звучанию собственной речи.

    • Простое и сложное предложения в древнерусском языке.
    • Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определённом этапе развития, активно используются его носителями.
    • Особенности ударения Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения.
    • Это выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью, длительностью, движением тона.
    • Русский язык.
    • Букву ё предложил использовать русский историк Н.

    Из нашей лексики навсегда ушли в прошлое тысячи прекрасных слов и словосочетаний, масса великолепных эпитетов, сравнений, метафор и пр. Пушкина, М.

    Реферат по русскому языку на тему: Орфоэпические нормы русского языка читать

    Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, Я. Полонского, А. Григорьева, А. Блока и многих, многих. Гармонические мелодии их слов, внесённые в мир, проявляли своё неожиданное могущество: своей красотой и великолепием они испытывали человеческие сердца и вызывали к жизни поток прекрасных человеческих чувств.

    По отношению к художественному творчеству задачи такого выбора в самом общем виде сформулированы Л. Толстым, указавшим, что искусство писателя выражается в том, чтобы находить "единственное нужное размещение единственно орфоэпия русского слов". Им же приводится изречение Брюллова относительно работы над тончайшими оттенками: "Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть". Анализ этого "чуть-чуть", т. Отличие стилистики от нормативной грамматики и лексикологии и орфоэпии можно иллюстрировать такими примерами из стихотворений Пушкина.

    В фразе из "Пророка" И жало мудрыя змеи в уста замершие мои вложил десницею кровавой архаическая форма родительного падежа мудрыя нарушает нормы современного русского языка и ни в каких случаях не может быть употреблена 1. Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. Реферат шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произноситься как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными - как звук [ыэ]: жалеть, тридцати.

    В редких случаях [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин. Рубрикатор Риторика. Характерные особенности литературной нормы: устойчивость, распространимость, общеупотребительность, общеобязательность, вариантность соответствие употреблению, традиции и возможностям языковой системы.

    Различают разные виды норм: орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические стилистические Языковые нормы — явление историческое. В безударном положении гласные подвергаются изменению качественному или количественномуто шаблон оформления для вуза редуцируются. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ]: часы.

    Это так называется "иканье". Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. Произношение ч[и]сы - устаревшее, ч[а]сы - диалектное. Согласные ц, ж, языка - твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься реферат революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь. В немногих словах иноязычного происхождения, реферат окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русской орфоэпической норма, в безударном положении произноситься ослабленное [о], то есть без редукции: ради[о].

    Слишком отчетливое [о] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [о] в "обрусевших" книжных словах соната, новелла тоже не желательно, так как придает произношению просторечный оттенок.

    Букву ё предложил использовать русский историк Н.

    8. Орфоэпические нормы русского языка

    Карамзин, упростив сложный рисунок, существующий ранее в алфавите буквы. Однако букву ё сейчас мы можем встретить лишь в букварях и учебниках для изучающих русский язык иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой ё, иногда ошибочно заменяют ударным [э], белёсый, манёвры произносят как белесый, маневры.