Реферат культура как ценностно нормативная система

    Привычки - устоявшиеся схемы стереотипы поведения в определенных ситуациях. У других она предстает как уникальная технология человеческой деятельности. Штомпка п. Глобализация в современном мире. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Он умер в г.

    Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы, значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом, многообразными отношениями человека к миру. Самые простые типы поведения складываются прежде всего на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленому поводу в определеное время, в определеном месте.

    Однако традиция относится вес же к более широкому кругу явлений, в применении к более дифференцированым формам регуляции деятельности, хотя, получает при этом семантическую перегрузку. Обряд, ритуал - более формализованые варианты привычного поведения, принятые в определеных частях совокупной культурной регуляции. Обряд, ритуал - формализованое повеление или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишеное непосредственой целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постояными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость, повышая уровень коммуникативности.

    К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание, похороны. Впрочем, в культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый, не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженый реферат культура как ценностно нормативная система в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации, т.

    О нравы!

    Реферат культура как ценностно нормативная система 287

    Война, мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация, т. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе ожидания, определяющие круг допустимых действий. В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определеную меру вариативности поведения, его усложнения.

    Любое общество или отдельная социальная ячейка, группа должны упорядочивать отношения в среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу, произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей, групп, приводить их в соответствие с общими интересами даной ячейки или общества. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие, принуждение, через политическое, реферат культура как ценностно нормативная система, психологическое манипулирование реферат культура как ценностно нормативная система, что выходит за рамки собствено культуры, влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения.

    Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных чисто субъективных мотивов, обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность, общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим. Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся.

    При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание, способы нормирования различны в разных культурах. В сфере производства действуют технические нормы, обусловленые практическими интересами, устройством машин, свойством материалов. Сфера взаимоотношений между гражданами, социальными институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя, наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры.

    Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Более того, нет даных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен, выбор одежды.

    Допустимая степень обнажености - объект строгого нормирования. Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.

    Нормативная сфера располагает своим набором средств, для того, чтобы ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах социальной жизни. Конечно, важнейшим фактором регуляции нормативности являются общественая мораль, право.

    Но в культурной сфере важным средством налаживания нормативности, выхода за ее пределы являются цености.

    Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.

    [TRANSLIT]

    Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие Ценности ориентируются люди, социологи используют термин ценностные ориентации.

    Ценности принадлежат группе ил обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Реферат культура как ценностно нормативная система - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

    Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя. Ценности - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

    Социальные ценности - значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности. Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов, то есть освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом.

    Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения реферат культура как ценностно нормативная система опыта с бытующими образцами реферат культура как ценностно нормативная система и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания.

    Ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов Волков Ю. В социальном поведении людей имеет место множество нежелательных отклонений от социальных норм, другими словами - девиаций. К особой, крайней форме девиантного поведения можно отнести так называемую аномию от греч. Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе.

    Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена гражданских войн, революционных переворотов, глубоких реформ и других социальных потрясений, когда вдруг рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действенность привычных моральных и правовых норм. Подобные болезненные периоды в той или иной мере переживали я своей истории все народы.

    Важнейшим защитным механизмом, оберегающим любое общество от деструктивных тенденций, является социальный контроль. Как пишет известный современный социолог П. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. Основными видами социального контроля, которые выработаны человечеством, являются обычаи и традиции, мораль, религия и право.

    Социальные нормы -- социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Социальные санкции -- средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    Санкции могут быть негативными наказание за нежелательные действия и позитивными поощрение за желательные, одобряемые обществом действия. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определённому поведению или к определённому отношению к совершаемому действию. Формальные санкции - это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной в законе, уставе, положении процедурой.

    Неформальные диффузные санкции - это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, то есть непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

    Негативные неформальные санкции - это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия лишение уважения, определённых выгод и т. Негативные формальные санкции - это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.

    Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

    Неформальные позитивные санкции - это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение, которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания выражение почтения, похвалы, лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.

    Формальные позитивные санкции - это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для реферат культура как ценностно нормативная система людьми, на позитивное поведение публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами, медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.

    Таким образом, механизм ценностно-нормативной регуляции представляет собой систему, которая включает ценности как представления о желательных поступках, нормы как устойчивые образцы поведения и санкции, по их соблюдению. Цепь этого механизма замыкается установками -- готовностью личности реагировать положительно или отрицательно на господствующие доклады на тему семья обществе ценности.

    Лишь во взаимодействии этих элементов возможно обеспечение социального порядка, нормальных отношений между людьми в обществе. В социологии " ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования", поскольку "по системе ценностных ориентаций можно судить о характере реферат культура как ценностно нормативная система общественных отношений, перспективах развития общества".

    Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей. Исторически развиваясь, культуры отдельных обществ прошли несколько этапов, которые привели к формированию различных форм культуры:.

    Народная культура -- это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Поэтому нет оснований оспаривать утверждение, что культура есть "концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении" [1].

    Отметим кстати, что образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Итак, с определенной долей максимализма можно утверждать, что культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач.

    Иными словами, если переступить через известное благоговение, которое с эпохи Просвещения внушает европейцам этот термин, культуру можно рассматривать как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях. Почему с легкой руки Гесиода и Овидия идею золотого века люди связывали с прошлым? За счет чего так силен и живуч консерватизм? Чем объяснить, что в поворотные моменты истории многократно возрастали ряды его сторонников?

    Великий преобразователь России Петр 2 I 0лежал при смерти, а его сын, царевич Алексей, мечтал о возврате к тому, что рушил отец: "В Москве буду жить.

    Социология культуры : Конспект лекций. Прогресс как тип социального процесса.

    Тихо, мирно, с колокольным перезвоном. Солдат распущу, корабли сожгу. Петербург пускай шведы берут Где логика? На что надеялись луддиты, крушившие ткацкие станки и требовавшие возвращения к прялкам?

    Реферат: Культура как социальное явление

    Почему так часто путь в "светлое будущее" люди прокладывали через возвращение к прошлому? Память - вот слово, играющее здесь главную роль. Помнит ли человек свое детство? Странный вопрос! Разумеется, помнит. Как можно забыть это время? И блеск реки под жарким полуденным солнцем, и самое вкусное в мире мороженое, и ту чудесную игрушку, что подарили ему в день рождения Все помнит. Полноте, все ли? А знаменитый угол, куда ставили его родители?

    А гриппы, ангины, ушибы и ссадины? А двойки, наконец? Как ответить? В общем-то, конечно, помнит Но не это встает перед глазами, когда речь заходит о детстве. Аберрация памяти высвечивает хорошее, доброе, радостное. Для того, чтобы вспомнить плохое, нужны дополнительные усилия. Но память народов складывается из памяти людей.

    Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека сытость, покой, бодрость , сила, выносливость, качество жизни, природная среда экологические цености , практичность, потребление, комфорт, уровень потребления, т. Паровая машина Джеймса Уатта была построена в Англии в г. Нормы и право. Волков Ю.

    Память культур складывается из памяти народов. Величественный и реферат культура Аполлон, а не скорченный раб символизирует для нас античную Грецию. Аберрация как ценностно памяти в принципе мало чем отличается от наших воспоминаний. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти.

    Под нормативная понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения. Культурная память представляет собой определенную культурную деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни.

    Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны вспомнить древний способ и заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.

    На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему не слишком богатый выбор - актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают система и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни система идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами.

    В чем ценность культуры для современного общества?

    И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде.

    Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип "Новое - это хорошо забытое старое".

    И не надо ее за это винить - таков парадокс культуры. Но, никого не обвиняя, описанную особенность феномена культуры нельзя и недооценивать. В противном случае любой возврат к традициям будь то традиции национальной культуры или народной педагогики, экономического уклада или политической организации обернется своей худшей стороной - традиционализмом.

    Последний же, как справедливо отмечает Г. Батищев, "по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь реферат культура как ценностно нормативная система непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции" [2].

    Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примеры настоящих, а не сказочных "Маугли" трагичны именно тем, что выпавший в силу случая из культурной среды человеческий детеныш уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой. Благодаря этому усваиваются навыки контактов с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций, умения говорить.

    • Культ богини-матери Геи дополнялся культом любви, олицетворенном в Афродите, а наряду с ними почетное место отводилось властной и ревнивой Гере и вечной девственнице Артемиде.
    • Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов.
    • Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы — социальные цености, нормы.
    • В чём специфика субстанциональных и функционалистских определений религии?
    • Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры.

    Следовательно, культура - это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и реализации социальных сущностных сил человека в его многообразной общественной деятельности. Именно культура отличает человека от всех остальных живых существ. Так, пожалуй, и можно сформулировать самое общее определение культуры.

    Культура - это совокупность всего того, что делает человека человеком. При этом "все" включает в себя как чисто природные объекты, так и предметы, созданные людьми, и духовные явления.

    Реферат культура как ценностно нормативная система 2027

    Известный отечественный исследователь культуры В. Сильвестров выразил эту мысль так: "Культура общепризнанно выражает то, что определяет человеческую историю как человеческую, - ту тайну ее преемственности, которой нет ни в каком другом процессе" [3]. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях.

    С начала х годов специфика конкретных проявлений культуры привлекает серьезное внимание исследователей. С этого времени активно разрабатываются такие понятия, как "коммуникативная культура", "культура человеческих отношений", "культура общения", "культура условий труда", "культура рабочего и свободного времени", "культура управления", "информационная культура". Не вдаваясь в анализ имеющихся определений, следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она реферат культура как ценностно нормативная система.

    У других она предстает как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык, шутки, религиозные обряды и т.

    Именно на основании этих культурных универсалий каждое общество определенным образом т.

    4830174

    Культурные универсалии вместе с другими элементами образуют культурную структуру общества. На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.

    Этноцентризм, национализм связан с ксенофобией — страхом реферат культура как ценностно нормативная система неприятием чужых взглядов, обычаев.

    Любую культуру можно понять только на основе ее исторического, географического, этнокультурного анализа. Только так становятся видны закономерности формирования ценностей и норм, образа жизни. Такая точка зрения противостоит этноцентризму и называется культурным релятивизмом. Грушин б. Прогресс как тип социального процесса.

    Революции и реформы как тип социальных изменений. Понятие, структура и функции социального конфликта. Основные конфликтологические концепции.

    Представления Маркса о будущем коммунистическом обществе как полностью бесконфликтном и полном изобилия, пока нигде не подтвердились и выглядят как утопия. Динамика социального конфликта и способы его урегулирования.

    Как видим, начало конфликта в строгом смысле слова означает его перерастание в открытую стадию. Сущность социальных движений. Смелзера, и у. Турэна конфликт является непременным признаком социального движения. Глобализация в современном мире. Понятие и подходы к анализу современного мира.

    Теория глобализации. Глобальные тенденции в развитии мира.

    Корпоративная Культура, мнение эксперта, Константин Харский/Клиентская Среда

    Продолжающееся ускорение темпов общественного исторического развития. Налоговая дисциплина. Большие и постоянные дефициты бюджета порождают инфляцию и отток капитала. Государства должны свести этот дефицит к минимуму. Проблемы взаимоотношений людей и общества социокультурные.

    Главные из них: проблема роста народонаселения; проблема охраны и укрепления здоровья людей; проблемы образования и культурного роста. Бергера. Плоский мир. Краткая история XXI века.